Резные иконы из дерева. «Древняя» икона своими руками

Деревянные резные иконы своими руками.

Для того чтоб собственноручно изготовлять деревянные резные иконы, в первую очередь нужно подобрать подходящий материал (древесину).

Наиболее оптимальным вариантом будет древесина липы, так как этот вид дерева лучше всего поддается обработке, благодаря своей структуре волокна (но можно также использовать и древесину ореха у него схожие с липой характеристики волокна). Выбирая материал, обратите пристальное внимание на то, чтоб дерево не имело: сучков, трещин, затемнение, и обязательно было хорошо просушенное. Потому что изделие, изготовленное из сырого дерева, со временем, высыхая, может деформироваться, что приведёт к нарушению цельности конструкции и изменению рисунка.

Работу своими руками начинаем из изготовления рамки, (все цифры даны для иконы стандартного размера): 11,5 сантиметров на 15,5 сантиметров. Для нее Вам потребуется 4 планки.

Две размерами:
1) длинна — 15,5 сантиметров.
2) ширина — 5,5…

Резьба по дереву – один из древнейших видов искусства. Талантливые мастера умели создавать подлинные шедевры, которые служили украшением любого дома. И, конечно же, не могло это ремесло не коснуться и икон, которые были такой же неотъемлемой частью жизни верующих людей. Резные иконы из дерева в свое время были высоко почитаемы и устанавливались в храмах и домах наравне с писаными образами. Однако время шло, и постепенно они потеряли свою актуальность. Про них забыли, в то время как образы, написанные художниками стали единственными.

Сегодня традиция ставить в доме резные образы вновь возрождается. Вспоминают традиции резьбы. Раньше иконы, вырезанные по дереву, не окрашивали. В качестве материала использовалась липа или сосна, реже применяли другие виды древесины. Иногда вместо красок использовали различные приемы, позволяющие обогатить внешний вид таких икон, например тонирование или вощение. Различные виды резьбы также позволяли создавать разнообразные образы, каждый из…

РЕЗНЫЕ ИКОНЫ

С давних времен резьба по дереву была востребованным и наиболее распространенным видом искусства. Особое значение она приобрела в церкви, где выполняла богослужебную миссию, и использовалась в качестве украшения. Церковная резьба по дереву всегда была представлена резными иконами, киотами, жертвенниками, иконостасами и престолами. Она приобрела отдельное, самостоятельное значение в истории искусства резьбы по дереву. Церковная резьба придерживается строгих канонов и требований, но при этом каждое творение каждого мастера по-своему уникально.

Резные иконы (из дерева) занимают особое место в искусстве церковной резьбы по дереву. Каждая из них представляет собой настоящий шедевр, который ценен не только как церковная утварь, но и как полноценный декоративно-прикладного искусства. Изготовление подобных икон требует от мастера наличие значительного опыта, мастерства, и терпения. Кроме того, резные иконы являются единственными иконами, которые могут увидеть…

ИКОНА СВЯТОЙ МАКС…

«Ребята очень оперативно изготовили и доставили. Плюс приятно удивлена была тем что в живую она намного красевее и больше за счёт шикарной рамки. Спасибо!»

Валентина

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ — …

«Отримала цей чудовий символ Перемоги.Дуже задоволена.Все якісно,чесно і оперативно.Дуже швидко звязалися,уточнили і на наст день іконка була в мене.Запаковано теж досить надійно.Замовлятиму,рекоме …»

ДЕРЕВЯННАЯ ПОЛКА …

«Спасибо! Отличные полочки!»

Александр Киев

«Сегодня получила янтарную Икону Божьей Матери Скоропослушниц а, очень красивая, спасибо за отличное обслуживание!!!»

Светлан… Херсон

ЭКСКЛЮЗИВНАЯ НАСТ…

«Ікона в живу набагато краще виглядає чим на фото!!! Шикарна річ, для оберіга супер!!!»

ЗЛАТА — КАЧЕСТВЕН…

«Икона очень понравилась. Приятная девушка-менеджер,оформили заказ быстро. Большое спасибо….

Традиция резьбы по дереву уходит своими корнями в древнюю Русь. На Руси быт и жилище людей неразрывно были связаны с деревом. Русские мастера искусно вырезали из дерева и украшали декоративной резьбой все, что необходимо было для жизни: от деревянных игрушек и мебели до кораблей и соборов. Церковная резьба стоит отдельно в этом списке.

Резные иконы из дерева издавна почитались на Руси. Традиция деревянной резной иконы пришла на Русь вместе с христианством из Византии. Широкому распространению резной иконы на Руси способствовало небольшое количество русских иконописцев, избыток резьбового материала и уникальные традиции резьбы по дереву. Особенно почитались мерные и именные деревянные резные иконы с изображением соименного Святого покровителя и резанные из дерева Божьи лики. Основное предназначение иконы – это напоминание о не всегда постижимой для нас высшей реальности, стремиться к которой необходимо каждому человеку, живущему на земле.

Вырезая иконы из дерева,…

Какие иконы, в чем помогают?

Кому молиться, чтобы хорошо продать свой автомобиль?
Чтобы успешно продавать недвижимость, товары в своем магазине?

Ангел Хранитель Николай Чудотворец Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский Икона трех святых: Николая Чудотворца, Иоанна Милостивого и Василия Исповедника

Кому молиться, чтобы спасти сына от пьянства/наркомании?

Икона Божией Матери – Неупиваемая чаша Мученик Вонифатий Преподобный Моисей Мурин Мученики Флор и Лавр

При болезнях следует молиться следующим святым:

При зубной боли помогает молитвы:

Мученик Антип Святитель Ион, митрополит Московский, чудотворец

При болезнях глаз помогают молитвы:

Казанской Божией Матери Апостолу и евангелисту Луке Святителю Николаю Чудотворцу Бессеребреникам и чудотворцам Косьме и Дамиану Василию Блаженному, Московскому чудотворцу Великомученику и целителю Пантелеимону Праведному Симеону Верхотурскому Святителю Алексию…

Резная Икона. Сохранение Традиций

Деревянная пластика - чрезвычайно интересный раздел русской культуры, православного церковного убранства. Как правило, резную икону или скульптуру расписывали, реже поверхность древесины оставляли открытой. До наших дней сохранились резные иконы с красочным слоем и позолотой, скульптура с росписью в технике иконного письма (с XVI века), частично - иконостасы православных храмов и церковная утварь. По технике исполнения резьба делится на рельефную (горельефную или барельефную), гладкую и сквозную. Контурная (гладкая) резьба предстает в виде углубленных линий на глади фона, а сквозная или ажурная резьба предусматривает полное удаление фона. Иногда использовали резные накладки на гладкий фон. Обычно применялось сочетание различных видов резьбы. Также использовались иные художественные приемы: тонирование и вощение дерева, покрытие его лаками, позолотой, окрашивание, роспись, обжиг….

Общая информация к сведению.

Деревянные резные иконы

Изготовление деревянных резных икон насчитывает уже несколько столетий. Традиционно на Руси изготовляли деревянные резные иконы с красочным слоем и позолотой в технике иконного письма (с 16 века). Техника изготовления деревянных резных икон называлась «иконы на рези». Деревянная резная икона получила свое распространение в 11 веке в Византии и позже изготовление таких икон освоили мастера – резчики по дереву в Древней Руси. Такие иконы часто украшали жемчугом, драгоценными камнями. Начиная с 15 века, традиция изготовления деревянных резных икон на Руси приобрела большое распространение. Сегодня, изготовление резных икон снова стало чрезвычайно популярной разновидностью декоративного творчества.

Резная икона из дерева - лучший подарок, подарок, который приносит в дом счастье

Если Вы ищите оригинальные, и одновременно, элитные…

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) . Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.


Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.


Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).


Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Резные иконы, панно. Марков Александр

Марков Александр (Саянск). Резьбу по дереву Александр Марков начал еще в 1985 году, работая художникам оформителем в Саянской художественной мастерской при оформлении детских садов и других объектов. В 90-х Отец Алексий попросил вырезать крест для аналоя и голгофу. Ему понравилось, и он в 1995 году пригласил Александра Владимировича принять участие в оформлении строящегося Храма. Вот с этой поры Александр и работает в церкви.

По словам священнослужителей, резные иконы (использует мастер при их изготовлении твердые породы деревьев, такие как осина и кедр) несут в себе глубочайший духовный смысл. Дерево издревле считалось живым материалом, а освященная икона вообще творит чудеса. Потому традицией для саянцев стало преподносить иконы — творения Маркова — почетным гостям.

Марков Александр Владимирович родился в 1958 г. в Иркутской области село Берёзовка Куйтунского района. В 1980 году закончил Тулунское педагогическое училище художественно-графическое отделение. Работал художником оформителем в Тулунской художественной мастерской. В 1985 году в связи с переездом в город Саянск работал художником-оформителем в художественной мастерской. В 90-е годы принимал участие в оформлении строящейся Благовещенской церкви. Занимался в основном резьбой по дереву. Выполнены два резных деревянных иконостаса, два престола, киоты для икон, плащаницы, иконы и другие резные церковные предметы.

Участие в выставках:

Областная выставка, посвященная 2-у всесоюзному фестивалю художественного творчества. 1980 году г. Иркутск.
В 2003 году за оформление Благовещенского храма была вручена патриаршая грамота от Архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима.
Областная выставка народное искусство 2004 г. Иркутск
Вручен Орден русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского 3-й степени 2006 г. Москва
Областная выставка «Саянская мозаика» 2007 г. Иркутск
Дипломант межрегионального конкурса «Русь мастеровая» 2008 г. Иркутск
Городская выставка прикладного искусства 2008 г. Саянск
Городская выставка «Мужество воспетое красотой» 2009 г. Саянск

Мастер-Класс "Объемная деревянная икона"

ИСТОЧНИК -


Честно говоря, это не совсем мастер-класс, так как не умея держать в руке стамеску, повторить подобную работу будет сложно, но если админы сказали МК, значит будет МК! Да и не боги горшки обжигают, и, может быть, кому-то это простое описание этапов работы поможет сделать первые шаги в качестве резчика. Поскольку моим работам до искусства еще далеко, попробую описать ремесленный, технический аспект изготовления подобной работы. Духовной стороны вопроса касаться не буду - не моя епархия, для этого есть священники и богословы. А историю удивительного древнего искусства объемной иконы я вкратце попыталась изложить в публикации "История резной иконы" .

Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка


с изображением Ангела-Хранителя


нам понадобится:


  • липовая доска

  • стамески для резьбы по дереву

  • наждачная бумага

  • карандаш простой, линейка, циркуль

  • бумага для эскизов, калька или копировальная бумага

  • морилки на водной основе (можно и без них)

  • масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)

  • кисти мягкие (белка, колонок)

  • ветошь для полировки

Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи - птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест. Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек, личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза: это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов или абсолютно новая, авторская работа с нуля.



Следующий шаг - выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.



Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола, но не захватывающего ядро - здесь самое широкое место и волокна идут параллельно, что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.


Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.), устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать лицевую и обратную сторону, торцы - это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.



Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.



Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).



Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.



Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.


Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.



Далее - нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.



Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.


Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.




Вот и все. Можно нести доску в храм - освящать: только тогда из изделия декоративно-прикладного искусства она превратится в настоящую икону.

Удачи!


Мира Вам и добра.

Древние иконописцы использовали самые различные технологии для того, чтобы изготовить резные иконы , воплотить образы и лики, которые представали перед их взором после длительных молитвенных постов, предшествовавших началу работы. Верующий в Бога христианин, мастер по созданию образов не мог приступать даже к выбору доски без благословения свыше и получения разрешения отцов церкви.

История резных образов

История появления резных икон длинна и многообразна. Технология производства объемных барельефных изображений на камне была известна еще в древнем мире. Египетские, греческие и римские мастера камнерезы оставили замечательные образцы резных и скульптурных изображений. В большинстве случаев прототипами были боги, мифические и реальные герои. Христианские чудотворные иконы в свое время стали достойным продолжением традиций древности, художники использовали самые лучшие приемы и технические методы нанесения изображения.

Сегодняшнее производство резных икон значительно превзошло старинные образы по чистоте исполнения, применению современных технологий воссоздания изображения и профессионального инструмента. Само по себе объемное барельефное сечение пришло в нашу страну на заре принятия православия от художников великой Византийской Империи, которая еще в XI веке была известна мастерами объемного изображения, а резные иконы из дерева и камня были самыми распространенными в храмах и домах горожан. Об этом свидетельствуют летописи и хроники тех времен, а также результаты современных археологических раскопок византийских городов.

Во времена крещения Руси резные иконы из Константинополя, первоначально производившиеся из камня и более напоминавшие античные камеи, были наиболее ценными подарками и залогом дружбы между двумя большими государствами христианского мира.

Популярность резьбы на Руси

Древнерусскими мастерами впоследствии была перенята и усовершенствована техника обработки камня. Возможность украшения местными драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугами, золотом и серебром позволила делать резные иконы совершенными произведениями искусства. Благодаря достижению изумительных внешних эффектов образы обладали сильнейшим воздействием на верующих, позволяли внушать повиновение и смирение перед величием Бога. Стоимость таких икон была баснословной, и позволить иметь их могли только богатые храмы и монастыри, состоятельные вельможи, торговые люди и обеспеченные горожане.

Поэтому для получения более доступных в исполнении ликов для простого народа, сравнительно дешевых, быстрых в производстве резных икон стали использоваться местные материалы. С давних пор в наших краях самым доступным сырьем было дерево. Ценные породы древесины с определенными технологическими показателями стали отличным средством для выражения веры и художественного вдохновения мастеров. Время шло, а специфика и инструмент для работы усовершенствовались. К концу XV века ставшего пиком популярности резьбы и других прикладных искусств, резные иконы из дерева стали наиболее широко распространенными на православной Руси изображениями Спасителя, Божьей Матери и святых.

Неповторимый эффект дерева

Всем хорошо известно, насколько живым и теплым может быть любое изделие из дерева. Это связано не только с природными особенностями древесины, но и с потрясающей положительной энергетикой, которую несет такой образ в любую семью. Дом или квартира, даже небольшая комнатка, где находится такие изделия мастера, какими можно считать разнообразие ликов на резных иконах получает большую долю покоя, умиротворения, божьей благодати и добра. Благословенные лица, полные вселенской любви и всепрощения, взирающие с неподдельным теплом на нас, грешных в делах и мыслях становятся практически живыми.

Этот художественный эффект достигается при использовании древесины строго определенных пород, имеющих мощные годовые кольца с различными оттенками цветовой гаммы, присущей этому сорту дерева. Техника изготовления резных икон или как их еще называли «иконы на рези» сегодня позволяет получить изделия самого различного масштаба, назначения и выражения творческого осмысления христианских ценностей. Дерево эстетично всюду – от больших монументальных произведений до крошечных иконок, которые по православной традиции берут христиане с собой в дальнюю дорогу. Весьма интересным эффектом является инкрустация металлом, аппликации из различного по цвету дерева, а также создание подходящих по стилю и исполнению рам и окладов.

Породы дерева и их особенности

Мастер всегда выбирает наиболее качественную и отвечающую его требованиям и художественному замыслу древесину. Обычно используют самые разные сорта. Тем не менее, иконы из дерева резные и выжженные, наиболее часто производят из следующих пород:

  • Лиственные породы чаще всего представлены липой, которая проста и легка в работе, а произведения из нее характерны особым теплым оттенком.
  • Доска из ольхи наиболее часто используется как имитация красного дерева, она отлично режется и полируется.
  • Березовый материал несколько сложнее в обработке, но прекрасно поддается лакированию и окраске. Резные иконы из дерева березы выглядят живыми и трогательными.
  • Для небольших образов с мелкими деталями отлично подойдут тополь и осина.
  • Древесину дуба и бука применяют для создания масштабных творений, которые будут служить многие десятки лет.
  • Доска из ореха, черешни, яблони и вишни позволяет создать неповторимые по эстетике резные иконы и достичь исключительного эффекта живого лица с возможностью точной проработки мельчайших деталей.
  • Чтобы создать монументальные произведения в стиле изысканных резных икон, большие по размерам и сюжетам образа, алтари и другие аксессуары храмовых комплексов используют сосну или ель высочайшего качества.

Особая эстетика и неповторимое тепло дерева позволит создать истинно живые образа и лики. Добро, свет божьей любви и непередаваемая благодать снисходит с них на верующего. Главным аспектом была и остается твердая вера и высокое мастерство художника, как и много веков назад.