Проекты в детском саду по фгос. Готовые проекты в детском саду Детские мини проекты в доу

Документальное оформление проекта.

Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области"
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Примерное оформление проекта.

Введение. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. В чём заключается инновация данного проекта? Краткое содержание проекта, перечень вопросов, которые ставят перед собой участники проекта.
1.1.Раздел. «Основная часть проекта».
Постановка цели и задач, актуальность. Определение времени работы над проектом (краткосрочный, долгосрочный), определение типа проекта:
Проекты бывают:
а) исследовательские;
б) творческие;
в) игровые;
г) информационные проекты;
д) практико-ориентированные.
1.2. Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий обучающегося и педагога. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает своё видение решения задачи.
Участники проекта делятся на группы от 2 до 5 человек в зависимости от количества обучающихся в группе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др. чётко прописываются задачи, поставленные перед каждой группой и сроки их выполнения. Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:
Задачи или задание.
Сроки выполнения.
Способы решения.
Ответственный за выполнение. Или группа.
Контроль.
1.3. Составление сметы: какие ресурсы педагогические, ученические, материальные будут задействованы для осуществления данного проекта. Это может быть просто перечень.
1.4. Определение заказчика данного проекта: для кого?
1.5. Поиск информации. Указать источники.
1.6. Планируемый результат. Что приобретут учащиеся. Что приобретёт педагог?
2. Раздел.
2.1. Результат работы – продукт. Описание результата работы: сценарий, доклад, презентация и тд.
Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Педагог выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни).
2.2. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления.
При защите обучающиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и с помощью педагога учатся оценивать их.
Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты.
3. Заключительная часть проекта.
Провести рефлексию. Диагностика. Предполагаемые вопросы: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.

Проекты в детском саду — это интеграционный метод, предполагающий использование различных методических приемов, позволяющих глубоко освоить предлагаемую тему. Интеграция — это комбинирование основных методов обучения, которые органично дополняют друг друга и повышают эффективность процесса.

Особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст - самый благодатный период для обучения. Дети впитывают знания об окружающем мире, как губка. В этом возрасте интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Поэтому эту особенность надо обязательно использовать. Воспитание должно быть социально значимым. Особое внимание следует уделять нравственному, эстетическому, экологическому направлению. Надо помнить, что нормы, усвоенные детьми в этом возрасте, остаются с ним на всю оставшуюся жизнь. Метод проектов в детском саду призван активизировать работу в данном направлении.

Значение проектной деятельности

Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

Структура проектной деятельности

Проекты в детском саду начинаются с определения темы и ее актуальности, постановки целей, определения предмета и задач проекта. Цель проекта — это расширение знаний детей по определенной теме, формирование навыков у детей, воспитание соответствующих чувств и развитие эмпатии (сопереживания) к окружающему миру. Чувство эмпатии — это сложная психологическая реакция, которая формируется путем личных переживаний на основе жизненного опыта. Участие в проектной деятельности помогает ребенку обогатить свой личный опыт. Предмет выбирается с учетом целей, далее ставятся педагогические задачи, они должны носить конкретный характер и отображать интенсивность педагогического воздействия. Проекты в детском саду имеют четкие сроки выполнения. Определяется круг участников (дети, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования). Итогом становится определенный продукт, который становится отчетом о проделанной работе. Чаще всего это презентация. Самая большая часть — это практическое воплощение целей и задач. Оно осуществляется организацией занятий, чтением художественной литературы, организацией викторин, конкурсов, совместной деятельностью с родителями.

Проект «Семья»

Например, проект «Семья» в детском саду, имеет цель: эмоциональное сближение членов семьи. Предметом становится семья и семейные ценности. Задачами проекта могут быть: воспитание уважения к старшему поколению; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; привлечение внимания родителей к проблемам нравственного воспитания; воспитание у детей чувства эмпатии к младшим членам семьи и домашним питомцам. Практическая реализация задач возможна в ходе привлечения родителей и детей к благоустройству группы и участка, совместного создания генеалогического древа семьи, проведение открытых занятий, проведения различных акций (например, «Помоги другому», сбор вещей и игрушек для нуждающихся) и так далее. По окончании проекта делается презентация.

Проектная деятельность - метод реализации индивидуального подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников ДОУ, в ходе которой дошкольники расширяют кругозор, словарный запас, получают новые знания и учатся находить им практическое применение. Детский интерес служит источником вдохновения для реализации серьезных и увлекательных задач. - результат совместной деятельности взрослых (родителей и педагогов) и детей, направленный на:

  • развитие предметных навыков и знаний у дошкольников;
  • формирование компетентностей, необходимых для успешной учебы в школе (анализировать собственные возможности, ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения);
  • гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности).

Готовые проекты в детском саду: характеристика педагогической инновации

Метод готовых проектов в детском саду позволяет в полной мере развить творческие способности и познавательные инициативы детей, при участии взрослых решать познавательно-практические задачи. Инновация, которая появилась в педагогической копилке дошкольного образования относительно недавно, сегодня ориентирована на раскрытие потенциала детей, синтез образовательных областей, теоретических и практических знаний. Парадоксально, но проектная деятельность в равной степени важна и для детей, и для взрослых, поскольку стимулирует креативное мышление, повышение профессионального мастерства и качество образования в целом.

Проектная деятельность предполагает интеграцию нескольких видов деятельности под эгидой единой тематической плоскости поставленной проблемы, глубокое и всестороннее изучение проблемы. Благодаря ней в педагогическом процессе появляются новые методы воспитания и обучения, привносятся новые идеи, а дошкольники формируют единую картину мира, а детский сад реализует развивающие, образовательные и здоровьесберегающие технологии. Основная цель детских проектов в ДОУ по ФГОС заключается в:

  • получении опыта творческой деятельности, воображения, развитии свободной самостоятельной личности;
  • способствует формированию общеучебных навыков, практики коллективного творчества и сотрудничества с одногодками, членами семьи и педагогами;
  • создании эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
  • стимулировании познавательных способностей, мышления;
  • приобщения к выполнению заданий нарастающей сложности, имеющих практическую ценность;
  • развитии коммуникабельности.

Поскольку семья чаще всего является комфортной и жизненно необходимой средой, взаимодействие с членами семей воспитанников является необходимостью для достижения поставленных целей и гармоничного развития личности дошкольника.

Методика базируется на принципе «я познаю то, что мне пригодится, и знаю, где и как я смогу применить полученные навыки и знания», который обеспечивает баланс между теоретическими и практическими навыками. Она позволяет активизировать природную любознательность детей и направить ее в нужное русло. При этом ребенок всегда остается «ведущим», а воспитателю отводится роль «ведомого», подчиняющегося интересам и желаниям дошкольника, но курирующего его деятельность. Это позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу принципов сотрудничества в совместной деятельности.

Практика применения проектов в деятельности ДОУ доказывает, что воспитанникам она:

  • дает гибкость мышления и самостоятельность в принятии решений;
  • стимулирует использование сенсорики в решении задач на практике;
  • позволяет осознать границы знания и незнания.
  • Воспитатели также ощущают положительную динамику, поскольку:
  • практикуют поисковую профессиональную деятельность;
  • учатся планировать работу в соответствии с интересами и способностями детей;
  • самостоятельно планируют воспитательно-образовательный процесс.

К сожалению, педагоги дошкольного образования часто нуждаются в методической помощи, консультациях, мастер-классам по передовой проектной технологии, поскольку зачастую демонстрируют недостаточную осведомленность о принципах реализации и особенностях проектной деятельности, нежелание отказываться от привычной учебно-воспитательной системы, отсутствие мотивации на повышение профессионального мастерства и проявление инициативности. Далеко не все понимают разницу между проектной и исследовательской деятельностью: проект - способ организации работы, завершающейся конкретным решением, применимым на практике.

Проектная деятельность в ДОУ имеет следующие характеристики:

  1. Проектная работа призвана решать не учебные, а жизненные проблемы, интересующие одного воспитанника или группу детей. Именно поэтому важно, чтобы исследуемая проблема была актуальной для малышей, а не была навязана педагогом.
  2. Методом проектов целесообразно решать только те проблемы, которые не допускают линейного (простого) решения. Поскольку проектирование - интеллектуально, трудо- и ресурсозатратный метод, к нему прибегают для решения действительно сложных и важных задач.
  3. Каждый проект объединяет ограничение по ресурсам, срокам и строгим требованиям к готовому продукту. Детям легче настроиться на деловой лад, зная, что они действуют во «взрослых» условиях и решают важные проблемы. Так, малышам, следует понимать, как распределить свое и время воспитателя, сколько бумаги, красок, карандашей или пластилина потребуется на выполнение проекта, каким должен быть итог работы (что-то материальное, что можно представить, потрогать, увидеть). Последний момент очень важен, поскольку завершением проекта является продукт, а результатом деятельности являются навыки и компетентности, которые получили дети. Смешивать понятия продукта и результата нельзя, как и создавать проекты на патриотизм, дружбу, понимание. Подобные проекты допустимы, но в ином ключе: для приобщения к чувству патриотизма, можно изучать генеалогическое дерево семьи, изучать жизнь великих земляков, а для дружбы - составить коллаж из фотографий с друзьями, коллективно выполнить важное дело - ухаживать за растениями, сделать кормушку для птиц, чтобы в процессе выполнения подружиться. Продукт проектной деятельности дошкольников должен быть социально и материально значимым.
  4. Проектная деятельность на всех этапах детства предполагает командную работу. Командообразование позволяет детям понять, как взаимодействовать с родителями и воспитателями, кого привлекать в качестве подмоги.

Проектная деятельность в детском саду: разновидности готовых проектов

Прежде чем приступать к реализации проектной работы в детском саду, воспитателям важно уяснить разницу между следующими видами деятельности:

  • исследовательская - позволяет больше узнать о проблеме или интересующем явлении (предмете), найти истину;
  • продуктивная - предполагает простейшее решение задачи;
  • проектная - подразумевает не только решение проблемы, но и развитие ситуации, потому в рамках проекта дошкольники могут использовать и продуктивную, и исследовательскую, и учебную деятельность, но все они должны приводит к созданию определенного продукта.

Таким образом готовые проекты в детском саду по ФГОС отличаются:

  1. наличием проблемы, которую нельзя решить прямым действием;
  2. социальной или личностной мотивированностью всех участников процесса;
  3. адресным характером выполнения задачи.

Каждый проект расширяет детские знания в определенной сфере, формирует у них необходимые навыки и умения, позволяет обогатить жизненный опыт дошкольника. Ребята учатся принимать самостоятельные решения, ставить цели и достигать их, развивать мышление, сотрудничать и договариваться с другими участниками группы.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТРИ КРИТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации о реализации проектной деятельности в детском саду, которые помогут не столкнуться с распространенными затруднениями

В зависимости от темы проектов в детском саду их делят на:

  1. Исследовательские - дошкольники проводят эксперименты и опыты, выясняя природу вещей и суть некоторых явлений, которые впоследствии оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов или газет. Их отличает социальная значимость тем, актуальность проблемы, наличие четкой структуры и целей.
  2. Игровые - осуществляются с элементами творческих игр, в которых дети становятся сказочными персонажами, решая поставленные перед ними задачи. Между участниками проектной деятельности строго распределяют роли между собой, действуя в рамках ролево-игровой деятельности, представляя себя сказочным персонажем, животным, героев литературных произведений или мультфильмов.
  3. Информационные - дошколята выбирают тему и ее реализацию в соответствии со своими социальными интересами. В ходе работы дети собирают и анализируют информацию, а после на ее основании готовят продукт и презентуют его. В результате они учатся обобщать и анализировать, работать с информацией, делиться полученными сведениями о явлении или объекте с остальными.
  4. Творческие - реализуются в формате детского праздника, театрализованного представления, оформления интерьера, сказки или конкурса. Часто не имеют строго продуманной структуры, действия участников могут быть не распределены. Они отражают характер взаимоотношений между детьми в детском саду, детьми и родителями, дошкольниками и обществом, окружающим миром, педагогами. Все проекты творческой направленности делятся на категории по форме презентации результата, по доминирующей разновидности творчества, по мотиву.
  5. Практико-ориентированные - раскрывают социально важные проблемы, результат деятельности имеет социальный окрас. Такие проекты реализуются при условии четко продуманной структуры, качественного распределения ролей и правильной организации на каждом этапе выполнения.
  6. Открытые - чаще всего используются в рамках разных групп ДОУ, что позволяет вывести проектирование на новый уровень. Когда работа ведется внутри одной возрастной группы, все участники процесса знают личностные и социальные качества друг друга, творческие возможности детей. Контактируя с детьми разных возрастов, воспитанники ДОУ расширяют сферы общения, улучшают коммуникативные и социальные навыки. Совместная деятельность дает им новые эмоции и впечатления, младшие и старшие дети перенимают опыт друг друга.
  7. Досуговые - реализация мероприятий развлекательной и спортивной направленности.
  8. Комплексные - по своему содержанию объединяют несколько типов сразу.

Любые проекты в ДОУ по ФГОС способствуют повышению самооценки детей посредством признания ценности детских достижений и разделяются по срокам реализации на краткосрочные, реализуемые в рамках нескольких занятий, а также среднесрочные и долгосрочные (последние изучаются и осуществляются в течение полугодия или года). По характеру участия ребенка, он может в проектной деятельности быть участником, исполнителем, заказчиком и оценщиком. Поскольку детям не под силу разработать и реализовать проект самостоятельно, им на помощь приходят воспитатели, музыкальные руководители и родители, которым отводится роль наставников. Следовательно, по количеству участников все проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые (участники проекта - 3-12 человек) и фронтальные (выполняется всем коллективом группы ДОУ).

  • Индивидуальное проектирование способствует обогащению культурного и социального опыта дошкольника, позволяет ему проявлять инициативу, высказывать свои мысли и переживания, демонстрировать способности, делать ошибки и достижения.
  • Коллективные проекты реализуют стремление детей действовать сообща, желание участвовать в коллективной работе, решении поставленных задач. Все это способствует появлению навыков коллективного сотрудничества, которые формируются посредством приобщения к выполнению общих работ. Выполняя проектную работу, воспитанники ДОУ объединяются, обсуждают проблему, ищут пути ее решения, распределяют обязанности и ответственность, помогают друг другу.
  • Парные проекты выполняются парами детей, что способствует установлению дружеских и партнерских взаимоотношений, позволяет им сформировать навыки сотрудничества, поиска компромиссов, решения сложных задач посредством совместной деятельности.

По характеру взаимосвязей проекты в группе в ДОУ делят на задачи внутри одной возрастной группы, с привлечением детей старше или младше, участием родителей, представителей общественных организаций или учреждений.

Метод проектов на разных этапах дошкольного детства

Предполагают совместную работу взрослых и детей над определенной темой или выбранной проблемой в рамках познавательной деятельности. Проектная методика рекомендована для использования в старших и подготовительных группах ДОУ, несмотря на то, что она может применяться и с детьми более раннего возраста. Педагогу важно учитывать, что возрастные особенности дошкольников непосредственно влияют на их роль в проектировании:

  • младшим дошкольникам свойственно преимущественно наблюдение, а потому для них предпочтительны простые краткосрочные проекты, мини-проекты, которые осуществляются вместе с родителями или при их активном участии;
  • в среднем дошкольном возрасте дети более готовы к партнерским взаимоотношениям, потому они могут осуществлять среднесрочные проекты, раскрывающие интересующие их проблемы;
  • старшие дошкольники могут лучше удерживать интерес, останавливаться, концентрироваться на конкретной задаче, а потому им подходят более продолжительные по времени проекты, которые они реализуют на позициях сотрудничества со взрослыми.

Метод проектов предполагает равноправие взрослых и детей, а потому родители и воспитатели не вправе оценивать или контролировать деятельность малышей. Педагоги стремятся сформировать у детей ключевые учебные компетенции и свойства личности, которые окажутся незаменимыми в будущем.

Методисты выделяют три этапа использования проектов, характерные для разных возрастных групп воспитанников ДОУ:

  1. Подражательный. Дети 3-5 лет активно подражают в своих действиях взрослым, им свойственна исполнительность, потому в реализации проектов им отводится вторая роль. Воспитанники выполняют задачи, подражая взрослому (педагогу или родителю), или действуют по предложенному примеру.
  2. Развивающий. Дошкольники 5-6 лет уже могут активно сотрудничать со сверстниками (находить компромиссы, согласовывать действия, распределять функции), у них есть опыт совместной деятельности. Малышей на этом этапе отличает развитая самооценка и самоконтроль, объективная оценка своих и чужих действий, потому они могут самостоятельно предлагать темы для проектной разработки, ставить цели и находить средства (способы) их реализации.
  3. Творческий. Дети 6-7 лет для осуществления проектов в старшей группе ДОУ нуждаются в создании определенных условий развития творческого начала, однако при этом они без труда ставят цели, определяют содержание своей деятельности, выбирают способы реализации задачи.

В ходе реализации проектной деятельности значение имеет не идеальный продукт, а качество результата, навыки, которые получают дети в процессе работы, активизация любознательности, познавательной активности, настойчивости и другие полезные компетенции.

Задачи Характер развития личности
В младшем дошкольном возрасте
  • под кураторством воспитателя дошкольники входят в проблемную ситуацию;
  • педагог стимулирует их на поисковую и исследовательскую работу, экспериментирование;
  • благодаря практическому опыту у детей проявляются зачатки исследовательской активности;
  • дошколята приобщаются к процессу познания, у них формируются различные компетенции, эмоциональная заинтересованность, развивается воображение, мышление, речь;
  • воспитатели привлекают детей к образному воспроизведению, помогают им знакомиться с явлениями, предметами и их применением;
  • дети учатся понимать поставленную цель, искать способы ее достижения, учитывая новые знания и прошлый опыт.
  1. физическое развитие - происходит стимулирование двигательных способностей, дети осознают важность заботы о своем здоровье (проект «Азбука здоровья»);
  2. социальное развитие - дошкольники ищут способы коммуникации, познания своего места в обществе, своей истории (проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»);
  3. познавательное развитие - представления об окружающем мире расширяются, дети учатся применять сенсорные ощущения на практике (проекты «Мир природы», «Любимые сказки»);
  4. эстетические развитие - овладение художественной деятельностью, знакомство с произведениями искусства и эмоционально-ценностное осознание их (готовые проекты в ДОУ «Здравствуй, Пушкин!», «Мир театра», «В Третьяковской галерее»).
В старшем дошкольном возрасте
  • появляются предпосылки интеллектуальной и поисковой активности;
  • дошкольники под кураторством взрослого находя эффективные методы решения проблемы, а после выполняют эту работу самостоятельно, применяя методы для выполнения поставленных задач;
  • воспитанники ДОУ старшего возраста стремятся общаться со взрослыми на равных, использовать специальные термины, осуществлять совместную деятельность;
  • дети развивают навыки моделирования, экспериментирования, демонстрируют интеллектуальную и поисковую инициативу, делают первые шаги в прогнозировании изменений, используют обобщенные алгоритмы умственной работы;
  • дети нуждаются в осознании картины мира, осуществлении продуктивной деятельности и конструктивного общения;
  • они способны выявить проблему, найти вариант ее решения, продуктивно используя имеющиеся способы, а после проанализировать результаты.
  1. физическое развитие - отношение к собственному здоровью становится осознанным, появляется потребность вести здоровый образ жизни, двигательные способности развиваются (проекты «Секреты Ильи Муромца», «В здоровом теле здоровый дух»);
  2. социальное развитие - формируется положительная самооценка, развивается самопознание, дети овладевают необходимыми коммуникативными компетентностями, осознают значение и силу речи (проекты «Познай себя», «Сказки о любви», «Кто я?»);
  3. познавательное развитие - система знаний становится более структурированной, что способствует развитию творческих и познавательных способностей, выполнению логических операций, стремлению к моделированию и экспериментированию («Весёлая астрономия», «Волшебная страна», «Богатыри земли русской», «Подводный мир»);
  4. эстетическое развитие - дошкольники приобщаются к миру художественных образов и искусства, владеют различными видами творческой деятельности и способами эстетической оценки («Книжкина неделя», «Мир театра», «Великие мастера кисти»)

Этапы реализации готовых проектов в детском саду

Целью являются не готовые проекты , а процесс их реализации, в ходе которого педагоги наставляют, помогают, стимулируют интерес и активное участие детей, а те в свою очередь отвечают вовлеченностью. Работа над любым проектом в детском саду проходит четыре этапа:

Этапы реализации Характеристика
I. Погружение и выбор темы

Воспитатель вместе с дошкольником выбирает наиболее интересную для детей тему, планируют познавательную работу. Методисты рекомендуют использовать систему трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как я могу это узнать?

Педагогам важно не только поддержать ребенка в его стремлении изучать тот или иной вопрос, но и создать условия для познавательной деятельности, организовать с ним диалог. Для успешного выбора действительно актуальной темы воспитатели нередко используют метод создания проблемной ситуации, осознание которой поможет выбрать направление и цель проектной работы.

В качестве темы можно выбрать и раздел дошкольной образовательной программы, но гораздо важнее, чтобы идея будущего проекта исходила именно от ребенка, который бы выразил удивление, заинтересованность, сформулировав ее посредством открытого вопроса, способного стать началом для успешной исследовательской работы, совместной для взрослых и детей.

II. Планирование Педагог планирует процесс осуществления проектной деятельности, содержание, ставит образовательные задачи, продумывает разновидности деятельности, собираем материалы. Затем вместе с воспитанниками он собирает интересные факты, касающиеся предмета проектирования, разрабатывают план работы на примере тематической схемы, чертежа, в который ребенок сможет вносить свои предложения. В идеале, чтобы планированием проекта занялись дети, а воспитатель взял на себя роль куратора.
III. Реализация

На этапе реализации педагогу отводится роль помощника, но не руководителя. Ему важно создать максимально комфортные условия для осуществления запланированного, задействовать как можно больше видов деятельности, что будет способствовать всестороннему развитию детей, его личностных, социальных и учебных компетенций. В ходе проблемного обсуждения активизируется исследовательская деятельность детей, желание анализировать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы. В процессе работы дети являются инициаторами и активными участниками деятельности: они осуществляют поисковую работу, осмысление, передачу опыта, обсуждение, практикуют коммуникацию, творческую и исследовательскую деятельность. У детей должно быть ощущение самостоятельного выбора, для этого педагог должен тонко направлять, курировать, но не доминировать над решениями и выбором воспитанников.

К реализации проекта в ДОУ могут привлекаться другие специалисты (логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

IV. Презентация

Чаще всего презентация готового проекта проводится в формате круглого стола, чаепития, праздника, спектакля, выставки, вернисажа, на которые можно пригласить родителей или членов семей воспитанников.

V. Рефлексия

Завершающим этапов работы над проектом в детском саду является рефлексия всех участников проектной деятельности: педагог на педсовете или в личной беседе с родителями дошкольника рассказывает об изменении собственной позиции в ходе реализации задачи. Как правило, наблюдается поэтапное изменение от обучающе-организующей роли воспитателя в начале работы до корректирующей и направляющей на этапе презентации продукта.

Дети нуждаются в похвале и поощрениях, воспитателю важно обсудить с ними достигнутые результаты, помочь осознать, какие навыки и умения они получили в процессе работы. В ходе общения с дошкольником педагогу важно показать социально важную результативность его труда, показать, что весь путь осуществления проекта был пройден не зря и он может быть использован в дальнейшем. В коллективном анализе результатов проектной деятельности также принимает участие сотрудники научно-методической службы, которые на протяжении всей работы курировали и консультировали педагога.

Продолжительность отдельных этапов реализации проекта зависит от выбранной темы, возраста детей, характера проектной деятельности, числа участников. Важно не только разработать проект, но привести его к созданию готового продукта, который можно будет представить публике. Наличие результата позволит детям испытывать чувство гордости, будет стимулировать инициативность, умение анализировать, планировать, ставить цели и достигать их. Общество получает социально активных, творчески развитых, отмеченных гражданско-патриотическими чувствами детей.

Позиции участников проектной деятельности в детском саду

Проектная деятельность в ДОУ является частью прогрессивного образовательно-воспитательного процесса. Поскольку в силу возраста и отсутствия соответствующего опыта дети не могут самостоятельно найти противоречие, поставить цель, планировать свою деятельность, реализация проектов в детском саду строится на принципам сотрудничества детей и взрослых, которые сопровождают каждый этап работы. Детские проекты в детском саду реализуются в несколько этапов, которые предполагают следующие действия взрослых и детей:

Действия воспитателя Действия дошкольников
Педагог помогает определить цели и темы проекта, сформулировать продукт проектной деятельности, а через игровую ситуацию обозначает задачи выбрать конечный продукт (презентация, спектакль, выставка работ, стенгазета). Малыши вживаются в проблему через игровую ситуацию, осознают цели и задачи работы, дополняют поставленные задачи, таким образом они учатся самостоятельному поиску интересного.
Воспитатель стимулирует активность малышей, помогает им спланировать работу, оценивает необходимые ресурсы, подбирает информацию, оборудование и материалы, способствует формированию благоприятной обстановки в коллективе, консультируется со специалистами, на родительском собрании обсуждает план осуществления долгосрочных проектов или в ходе индивидуальной беседы с родителями - краткосрочных. Воспитанники делятся или объединяются в группы, распределяют роли в рамках групп, договариваются между собой, делят этапы работы.
Педагог дает советы и рекомендации по практической реализации проектов, контролирует и направляет работу, в рамках основной части проектной деятельности в детском саду проводит наблюдения, специальные занятия, прогулки, игры, дает соответствующее задание детям и членам их семей, для поиска материалов и новых способов реализации проекта поощряет инициативу детей и их родителей. Дети приобретают разнообразные навыки и знания, овладевают умениями в ходе реализации проектов в ДОУ по ФГОС.

Воспитатель презентует результаты проектной деятельности посредством оформления альбома или книги (совместно с воспитанником), организуя досуговое мероприятие, праздник, отдельное занятие.

Дошкольники помогают педагогу в подготовке презентации, а после демонстрируют продукт коллективной деятельности воспитателям или родителям.

Подводятся итоги работы с детьми, обобщая педагогический опыт или выступая на педсовете.

Малыши рефлексируют на тему готовых проектов в детском саду, высказывая свои впечатления от работы, оценивают результаты проектной деятельности.

Чтобы ребенок мог реализовать свои потребности, раскрыть способности, сформировать субъектную позицию, педагогу, курирующему его проектную деятельность, следует:

  • представлять ребенка в роли исследователя, полноправного партнера со своим мнением и целями;
  • минимально вмешиваться в процесс выявления проблематики и определения темы (воспитателю достаточно внимательно слушать детей, фиксировать и анализировать их слова);
  • грамотно и в доступной форме обосновывать использование выбранных методов перед родителями воспитанников и другими педагогами;
  • учитывать в первую очередь интересы детей, их потребности, опыт, а после необходимые ресурсы и необходимые временные рамки;
  • создает для детей ощущение самостоятельности, направляя их в проектной деятельности, помогая приходить к нужным выводам, видеть ошибки и правильные решения, чтобы вырабатывать оптимальный алгоритм работы;
  • находить контакты с родителями и, если в этом есть потребность, с другими специалистами (психолог, наблюдая за процессом реализации проекта, сможет сделать полезные для детей выводы);
  • стимулирует интерес и активность ребенка, помогает правильно использовать ресурсы, распределять нагрузку, сглаживать конфликтные ситуации, помогает находить компромиссы, чтобы дети могли проявить свои лучшие качества.

Независимо от того, выполняются долгосрочные или краткосрочные проекты в детском саду , чтобы готовые проекты принесли наибольший результат, педагогу важно оказывать всестороннюю помощь своим воспитанникам, формируя детско-взрослое сообщество, основанное на принципах партнерства. От правильности выбора тактики общения педагога с ребенком зависит успех готового проекта и полученных в результате компетенций, а также активность ребенка и его успех не только в образовании, но и дальнейшей жизни. Выделяют три формы организации партнерства педагогов и детей:

  1. Совместно-индивидуальная - каждый участник выполняет свою часть работы над проектом отдельно, но на завершающем этапе она оказывается частью общего продукта.
  2. Совместно‐последовательная - результат работы предыдущего участника используется для деятельности последующего.
  3. Совместно-взаимодействующая - участники согласовывают действия на каждом этапе осуществления проекта.

Чтобы готовые проекты в детском саду по ФГОС, скачать которые можно по ссылке, позволяли полноценно охватить тему, этот интеграционный метод основывается на многочисленных методических приемах. Стремление дошкольников к познанию является движущей силой проектной деятельности, которая осуществляется под руководством педагогов или родителей. Дети раскрывают свой потенциал, учатся планированию работы, контролю за каждым этапом, прогнозированию и оценке результатов.

Родители могут интересоваться, что непонятно и трудно для выполнения, помочь ребенку найти нужный источник информации, выделить наиболее интересную, оформить ее, помочь украсить готовый продукт. Но при этом взрослым запрещено выполнять какой-либо из этапов без участия ребенка, объясняя свою инициативу его неаккуратностью, неопытностью или неумелостью.

Развития проектного метода: опыт передовых ДОУ

Высокая степень адаптивности передовых педагогических технологий в современном детском саду обеспечивает повсеместное использование перспективного метода интегрированного обучения (метода проектов) в ДОУ, где он позволяет повысить творческое мышление, образовательную и исследовательскую активность детей, обеспечивает открытость воспитательно-образовательной системы для родителей.

В процессе осуществления проектной деятельности дети становятся более социально адаптированными, внимательными и общительными, их игровая деятельность становится структурированной и разнообразной. Меняются и детско-родительские отношения: ребенок интересуется новым, выдвигает идеи, задает вопросы, чем становится более интересен родителям. Претерпевают изменения и алгоритмы взаимодействия ДОУ и семьи: члены семей воспитанников становятся непосредственными участниками образовательного процесса, ощущая чувство удовлетворения за успехи своих детей и свое сопричастие.

Перспективность проектной деятельности заключается в том, что она:

  • создает культурную нишу для стимулирования продуктивной детской инициативы, не предусмотренной традиционными педагогическими методиками;
  • максимально привлекает родителей к продуктивной деятельности, позволяя им стать ближе со своими детьми;
  • позволяет дошкольникам наблюдать и анализировать, сравнивать и обобщать, учиться делать выводы, получают информацию, развивать свои коммуникативные навыки, творческие способности и мыслительные процессы.

1. Титульный лист.

  • Полное наименование образовательного учреждения
  • Название проекта
  • По доминирующей деятельности: (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный).
  • По количеству участников: (групповой, коллективный, парный, индивидуальный)
  • Характер контактов: (среди детей одной группы, среди детей нескольких групп, среди детей дошкольного образовательного учреждения).
  • По продолжительности: - краткосрочный (1или несколько занятий-1-2 недели); - среднесрочный (1 или 2 недели-месяц);
  • Заявитель: дети (возрастная группа).
  • Автор проекта: должность Ф.И.О.
  • 20… год

2. Структура проекта.

  • Проблема : описывается проблема, затронутая данным проектом.
  • Актуальность темы:

Формулировка проблемы пойдет в цель проекта. (Методика Светенко Т.В «Зеркало инновационных преобразований в практике»)

проблема

Не сформированы представления о том, для чего нужна мама

Дать представление о маме, ее важности и нужности, зачем она нужна

  • Не достаточно материалов
  • мало внимания дома,
  • мало внимания уделено в программе в д\с и пр.
  • подобрать материал
  • создать картотеку игр, стихов, произведений
  • организовать праздник
  • изготовить подарки и пр.

(проблема, целеполагание – организационный этап)

Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов:

Что мы знаем?

Все ответы, которые дали дети

Что мы хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

(проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей, после того как все дети выскажутся, воспитатель задает вопрос «Как нам найти ответы на вопросы?» - организационный этап.

  • Цель проекта : ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в(педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта.
  • Задачи проекта: действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

3. Этапы проекта.

1. Организационный.

1. Педагог (воспитатель)- раскрывает проблему.

2. Педагог - определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.

3. Дети - вхождение в проект.

4. Родители - вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2. Планирование деятельности.

1. Педагог - изготовление пособий для проекта;

Беседы (например, о геометрических фигурах);

Беседы (например, о цветах);

Изготовление игр; подбор имеющихся игр;

Обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,

Продумывание практической, экспериментальной деятельности;

Продуктивная деятельность.

Чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т.д.

2. Дети - разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

3. Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр..

3. Заключительный

  • ожидаемый результат
  • продукт

результат

  • образовательные
  • воспитательные
  • развивающие
  • оздоровительные

То, что можно подержать в руках:

  • программа
  • методические рекомендации
  • методическая разработка
  • анкеты и пр.

На какие результаты вы рассчитываете?

Что будет являться продуктом вашего проекта?

Результаты диагностики, анкетирования, экспересс опроса и т.д.

  • книга
  • альбом
  • фотовыставка
  • выставка
  • спектакль и пр.

4. Паутинка проекта.

По образовательным областям. (например)

Здоровье.

Релаксация

Логоритм. упр

Лечебн. физ «

Рифмопластика и т.д.

Физическая культура.

Безопасность.

Социализация.

Тема….

Главное событие…..

Художественное творчество.

Познание.

Коммуникация.

Чтение худож. литературы.

Труд.

Музыка.

Развивающая среда.

5. План осуществления проекта. (основной этап)

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

  • Игра «….»
  • Пальчиковая гимнастика «…» и все виды деятельности, которые планируются …

(заключительный этап)

6. Ожидаемый результат:

Критерии оценки результатов по диагностике……

(прописывается конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектом и в соответствии с этим выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий).

Низкий……

Средний…..

Высокий…..

7. Продукт проекта:

8. Диагностика детей на начало работы по проекту.

Ф.И.ребенка

Знание 8 цветов

Знание 8 форм

И т.д.

Иванов В.

Диагностика детей на конец работы по проекту.

Ф.И.ребенка

Знание 8 цветов

Знание 8 форм

И т.д.

Иванов В.

9. Презентация проекта.

Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.

10. Рефлексия.

  • Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.
  • Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?»
  • результаты каждого проекта обсуждаются вместе с группой:

Узнали ли вы что-нибудь новое?

Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?

Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями. Воспитатель должен отвечать на вопросы:

Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?

Что нужно изменить или учесть в следующий раз?

Что удалось, что не удалось и почему?

(Описываются ответы на поставленные вопросы).

11. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

Негативные последствия

Способы коррекции

Желаю всем успехов в педагогической деятельности!

Список литературы:

1. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012

2. Педагогическое проектировние.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011

Статья

Проекты в детском саду

Коробова Татьяна Владимировна,
преподаватель ГБПОУ "Педагогический Колледж №4
"
Санкт-Петербурга

Введение

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

В представленной статье кратко раскрываются теоретические основы реализации проектов в ДОУ и предлагается примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и студентам Педагогических Колледжей и вузов, обучающимся по специальности "Дошкольная педагогика".

Метод проектов

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.

Способы разработки проектов в ДОУ

1. Системная паутинка по проекту

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Классификация тематических проектов в ДОУ

1. По доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательско - творческий

Ролево - игровой

Творческий

Информационный (практико-ориентированный)

2. По предметно- содержательной области:

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации:

Непосредственный

Скрытый

4. По характеру контактов:

С воспитанниками одной группы

С воспитанниками нескольких групп

С воспитанниками всего ДОУ

5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

Краткосрочные (1 – 3 недели)

Средней продолжительности (до месяца)

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

1. Исследовательско - творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).

2. Ролево - игровой . Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

3. Информационный (практико-ориентированный) . Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)

4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Что такое "проект"?

Каждый проект - это "пять П":

Проблема;

Проектирование (планирование)

Поиск информации;

Продукт;

Презентация

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

2. Тема проекта и ее происхождение.

3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

4. Системная паутинка проекта.

5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

6. Краткое содержание проекта:

* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

7. Описание продукта проекта : для детей, для педагогов, для членов семьи

8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, Я ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ!

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ